Как блоги стали источником новостей о происшествиях
На прошлой неделе произошел пожар в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерове, на котором погибло 64 человека. Это одна из самых жутких трагедий в современной истории России. Те, кто находится вдали от Кемерова, с первых часов неотрывно следили за происходящим. Но делали они это не так, как в прошлые годы: блоги, Telegram- и YouTube-каналы заменили многим людям интернет-СМИ и телевидение, которые раньше традиционно были главным источником информации в дни происшествий.
Hello Blogger вместе с экспертами разобрался, какие площадки пришли на смену СМИ, как от этого выиграли читатели и чем им это грозит.
![]() | Директор по маркетинговым коммуникациям Brand Analytics Василий Черный
|
Кто заменяет СМИ и телевизор
На основе анализа развития медиа за прошлый год эксперты Brand Analytics выделили основные площадки, которые растут быстрее всего.
YouTube. Эта платформа пытается превратиться в соцсеть и является главным источником информации для школьников.
Telegram. Медийная экосистема этого популярного мессенджера обогнала по цитируемости суммарно основные российские новостные агрегаторы «Яндекса», Mail.ru и «Рамблера». По цифрам экосистема Телеграма и относящийся к ней сервис для лонгридов Telegra.ph становятся основной из контентных кросс-платформ. За год они выросли в десять раз и превышают 1,5 млн ссылок в месяц, по влиятельности стали сравнимы с объединенной мощностью крупных онлайн-СМИ: сумма ссылок на Тор-30 медиаресурсов — меньше 4 млн. По этому показателю Телеграм еще сильно проигрывает любой крупной соцсети, но хорошо выполняет роль «переносчика», а в последнее время и формирователя интересного контента.
Одноклассники и ВКонтакте. Их новые стриминговые возможности ориентированы на интересы молодежной аудитории.
Instagram с его удачным форматом stories.
«Яндекс.Дзен». Его цитируемость в соцмедиа серьезно возросла. Этот рост особенно хорошо себя показал в рейтинге топ-100 медиаресурсов за февраль, где «Яндекс.Дзен» переместился с 9-й сразу на 2-ю строчку рейтинга — на место, с которого издание «RT на русском» долго никто не мог сместить. При этом «Яндекс.Дзен» прибавил больше всех и в абсолютном выражении – плюс 206 тыс. ссылок на медиаресурс, и в итоге – 335 тыс. ссылок за месяц.
Позитив: оперативность информации
Люди стали обращаться к блогам, потому что информация о происшествиях появляется в них моментально, а дистанция между блогером и читателем минимальна. В случае с Телеграмом, например, новости приходят прямо в мессенджер, наряду с сообщениями от друзей.
![]() | Василий Черный
|
![]() | Видеоблогер Руслан Усачев (1,6 млн подписчиков)
|
Позитив: честность и близость к аудитории
В отличие от СМИ, у блогеров нет зависимости от собственника, будь то государство или частный инвестор. Им не приходится оглядываться на кого-то «наверху» перед тем, как что-то написать или снять видео.
![]() | Василий Черный
|
![]() | Руслан Усачев
|
Позитив: информация «из первых рук»
В блогах моментально появляется информация от тех, кто оказался рядом с местом происшествия. В анонимных каналах публикуют свидетельства «инсайдеров» — полицейских или пожарных, в Ютюьбе дают интервью родственники потерпевших.
![]() | Василий Черный
|
Негатив: непроверенная информация
Серьезная проблема блогов, тем более анонимных каналов, в том, что они ни перед кем не несут ответственности. Это хорошо, потому что исключает цензуру. Но никто не имеет права кричать «Пожар!» в битком набитом кинотеатре просто потому, что ему так захотелось. В случае с Кемеровом видеоблогеры активно распространяли недостоверную информацию о сотнях погибших. Николай Соболев, Данила Поперечный, Ксения Бородина и паблик MDK принесли за это извинения.
![]() | Руслан Усачев
|
Как быть читателю
При всех достоинствах блогов как источника срочной информации, их данные нужно оценивать критически — так же, как и в случае со СМИ. По меньшей мере, стараться читать и смотреть несколько каналов, а лучше — попытаться разобраться в теме и в том, откуда блогер взял свои данные.
![]() | Руслан Усачев
|
И не забывайте — если произошло что-то, сообщения о чем вас шокируют и что мешает нормально жить, лучше ограничьте на время информацию. Не читайте ленту новостей, больше общайтесь с близкими и делитесь переживаниями, как рекомендуют психологи. Все же новости от СМИ или блогеров нужны нам, чтобы ориентироваться в происходящем и принимать верные решения в собственной жизни, а не как источник негативных эмоций.