13 ноября
Научный блогер Виталий Егоров: «Я опубликовал книгу, а комментаторы выступили моими соредакторами»

Hello Blogger поговорил с автором блога «Зеленый кот», в 2015 году он получил литературную «Беляевскую премию» за популяризацию космонавтики.

Научный блогер Виталий Егоров: «Я опубликовал книгу, а комментаторы выступили моими соредакторами»

Виталий Егоров популяризирует космонавтику. С 2012 года развивает паблики во ВКонтакте «Curiosity — марсоход», «Открытый космос», «Спутник „Электро-Л“» (суммарно больше 700 тыс. подписчиков) и ведет блог в ЖЖ «Открытый космос Зеленого кота». С тех пор Виталий еще стал читать лекции и даже издал книгу «Делай космос!». Hello Blogger узнал, готова ли аудитория воспринимать сложный контент, как оставаться независимым автором, почему на Марсе нет пирамид и чем плох фильм «Салют-7».

Вы окончили исторический факультет. Как без инженерных навыков начали писать о сложных технических вещах на уровне эксперта?

Виталий Егоров: Я начал писать о том, что мне интересно. Космос мне интересен давно. Я развивался в другом направлении науки и не думал о том, что буду связан с космосом, но детский интерес остался. Я видел, насколько классно то, что делают люди: запускают марсоходы, ракеты и космические аппараты. Я просто стал об этом рассказывать.

Потом постепенно читал исследования, погружался в тему. Большую роль играли комментаторы — они находили у меня ошибки, объясняли мне их. Те шесть лет, которые я занимаюсь популяризацией этой темы, можно приравнять ко второму высшему образованию.

Я еще не могу сравниться с инженером, который погружен в свою тему и знает гораздо больше. Но при этом поддержать разговор на его тему я смогу, причем с разными инженерами. Я погружен в тему не так глубоко, но знаю предмет шире.

С космонавтикой получается так: люди либо вообще не погружены в тему, либо интересуется урывками, либо погружены так глубоко, что им не хватает времени и мотивации смотреть широко по сторонам. Я обеспечиваю именно широкий взгляд, и углубляюсь в тему чуть больше, чем большинство людей может себе позволить.

Так что мое образование не минус, это, наоборот, суперсила. Я могу с технического языка переводить на гуманитарный, без потери смысла и утрирования. Поэтому я достиг успеха в блогинге и популяризации.

У вас не возникает трудностей из-за недостатка образования?

Виталий Егоров: Возникают, конечно. Просто я стараюсь не соваться в трудные темы: я не лезу в релятивистские эффекты, ничего не говорю про черные дыры, кроме того, что они существуют и не угрожают Земле.

Мне всегда была интересна геология. Совмещаем это с космосом — получаем планетологию, она наиболее ярко представлена в блоге, и книга вышла по этой же теме. Мой интерес к теме позволяет углубляться в нее, не имея базового образования.

Что первично в работе научного блогера — сама наука или слог?

Виталий Егоров: Важно и то, и другое. Людей, которые совмещают и научность, и художественный талант, единицы. О них все знают: Стивен Хокинг, Деграсс Тайсон, Карл Саган. Грамотный слог помогает доступно донести сложные научные вопросы до широкой аудитории. Одного без другого быть не может.


Зеленый кот — псевдоним и эмблема Виталия Егорова

Как определить, что имеешь дело с серьезным исследованием, а не очередной конспирологической теорией?

Виталий Егоров: Различать их просто. Серьезное исследование опубликовано в рецензируемых изданиях. В дополнение к этому нужно проверять авторов — где работают, насколько компетентны в теме. Чтобы отличить качественное научное исследование от не очень качественного, уже нужно погрузиться в тему.

Несколько лет назад опубликовали результат научного исследования — пресс-релиз о том, что космическая радиация за время полета до Марса приведет мозг человека в нежизнеспособное состояние. И вроде научное исследование проведено: заряженными частицами облучали мозг мыши, и это сказалось на мыслительных способностях. Казалось бы, все по науке и все серьезно. А потом оказывается, что они влупили годовую дозу радиации мышке за 20 секунд. А если мы растянем эту экспозицию на год, то воздействие будет гораздо ниже и вряд ли вообще представит угрозу для здоровья.

Если вы видите, что разные исследования подтверждают друг друга, можно им верить. Если опровергают — нужно понять, в чем проблема. Надо знать базовые принципы научного метода и знать результаты, которые достигли в этом направлении другие исследователи.

Вы работали специалистом по связям с общественностью в частной космической компании «Даурия Аэроспейс». Дайте совет авторам, как иметь спонсоров и не лишиться объективности?

Виталий Егоров: Мне сильно повезло, что работодатель позволял мне уделять много времени, в том числе рабочего, блогу и не пытался цензурировать меня. Я отчасти занимался самоцензурой, когда я понимал, что публикация может негативно повлиять на компанию или ее деятельность. Но это не было требованием руководства.

Нужно стремится к объективности. Не все то, о чем я писал, вызывало конфликт интересов с тем, что я делал по работе. Например, наша компания ничего не запускала на межпланетные орбиты. Соответственно, я свободно описывал эту деятельность.

В последнее время я часто затрагиваю экономические и политические темы, взаимоотношения стран, космонавтику России и США. Тут от политики никуда не денешься. Иногда некоторые мои слова, особенно про экономику, могли навредить компании. Но работодатель никогда меня ни в чем не обвинял, а, наоборот, защищал перед высшим руководством.

Вы ведете блог на сайте, паблики ВКонтакте, «Живой журнал», YouTube, Facebook, Twitter, Instagram, Telegram, профили на Geektimes. Где получаете наибольший отклик?

Виталий Егоров: Наибольшая активность в ЖЖ и Geektimes — нынешнем «Хабре». Также активна аудитория Facebook, там больше дружеское обсуждение. В ЖЖ большая аудитория, много дискуссий — критика, конструктивные замечания.

По результатам публикаций в ЖЖ и других источниках я собрал и опубликовал книгу. Надо сказать, что комментаторы, даже те, которые хотели меня уязвить или указать на некомпетентность, в конечном счете помогли сделать книгу научно достоверной. Они помогли проверить точность сказанных мною слов, фактически выступили соредакторами.

В дальнейшем я планирую делать точно так же — публиковать главы книги в виде отдельных постов, получать комментарии, осуждающие или обнадеживающие, и потом все это собирать под одну обложку.


Виталий Егоров представил книгу этой осенью

Вы наверняка слышали, что «Москва FM» выпустила сюжет про подготовку инженеров Space X по советским учебникам. Разумеется, это бред. Должен ли блогер нести ответственность за распространение fake news перед своей аудиторией?

Виталий Егоров: Конечно, определенная ответственность есть. Но в интернете твориться безумие с источниками и достоверными фактами. Поэтому читателю тоже нужно уметь ориентироваться в информационном пространстве. Человек может найти в интернете текст или статью, которая подтвердит что угодно, вплоть до совершенно безумных идей вроде плоской земли. Он сам принимает решение, что читать и чему верить.

Каждый автор также решает для себя, стремиться ли к достоверности или, как в случае с fake news, преследовать свои цели. Внутренний рецензент должен работать у блогера и читателя.

Осенью вы выпустили первую научно-популярную книгу «Делай космос!». Как обстоят дела с научпопом в России?

Виталий Егоров: Я, конечно, поставил задачу обогнать по тиражу Игоря Прокопенко (ведущий «РЕН ТВ», критикуемый учеными. — Прим. ред.), но вряд ли этого достигну. Я помню свою историю погружения в научную тему. Мне тоже были интересны пирамиды на Марсе, НЛО и инопланетяне. Но все-таки критический взгляд и стремление к достоверности привели меня к тому, что этого не существует. По крайней мере, я уверен, что инопланетяне к нам не прилетали. Я хотел бы, чтобы это было так, и чтобы на Марсе нашли развалины древней цивилизации. Но я интересовался темой и понял, что это не так.

Я даю возможность людям составить адекватное и рациональное представление о том, их окружает. Я помогаю приблизиться к научно достоверной картине мира. Но многие хотят оставаться в сказке, а лунный заговор и рептилоиды с Нибиру — часть этой сказки.

В каком фильме, отечественном или зарубежном, собрано больше все баек?

Виталий Егоров: «Салют-7» — это просто энциклопедия баек, всего, что рассказывали про советскую космонавтику. Они туда собрались все: таракана на станции, курящего космонавта, драку, захват американским шаттлом, размахивание кувалдой.

Я писал два больших поста с разбором фильма «Марсианин». Но, скорее, использовал его, чтобы показать, как на самом деле сейчас все устроено в космонавтике и как может быть в будущем.

В фильме «Человек на Луне» я особых ляпов не заметил и не старался найти, но Филипп Терехов, который тоже пишет про космос, нашел множество недочетов, которые я таковыми не считаю.

Что должно произойти, чтобы научно-популярных блогов стало столько же, сколько сейчас бьюти-блогов?

Виталий Егоров: Надо, чтобы наука плотно вошла в жизнь людей. Мы все пользуемся плодами науки, и бьюти-индустрия в том числе. Красота, здоровье касаются каждого, поэтому это актуально и пользуется большим интересом. Космос от нас далеко. Популяризация астрономии произошла не тогда, когда вернули этот предмет в школу, а когда упал челябинский метеорит. Так астрономия вошла в жизнь каждого человека.

Популярность космонавтики выросла не из-за того, что популяризаторов стало больше. Появилась частная космонавтика, ракеты и производство спутника стали дешевле, заговорили о космическом туризме. Космонавтика стала ближе и реальнее как род деятельности. От этого повысилися интерес.

Ваш «космическо-патриотический квест» среди подписчиков привел к нахождению места посадки автоматической межпланетной станции Марс-3. Планируете и дальше выходить за рамки популяризатора космонавтики?

Виталий Егоров: Я вылез не на свою поляну и провел исследование, при этом процесс поиска увидела широкая аудитория. Теперь хотим повторить подобное с Марс-6.

Сейчас я выбираюсь в сегмент консалтинга. Могу консультировать инвесторов, стоит ли вкладываться в космический проект, есть ли у него космические перспективы. Это больше экономическая или бизнес-деятельность.

Я не оставил желания написать кандидатскую по космической археологии. Хочу совместить прежнюю специализацию историка с нынешним интересом — это не поиск пирамид на Марсе, а исследование результатов деятельности человека на других планетах. Стремлюсь расширять влияние. Возможно, пойду в телеведущие. Может быть, сделаем шоу с одним телеканалом.

Блогер рассказывает об исследовании, проведенном вместе с подписчиками. Результаты признали в NASA

Это не канал «РЕН ТВ»?

Виталий Егоров: Нет. Хотя они зовут. Но когда присылают сценарий, я говорю, что исправлю столько, что его возьмут только на канал «Культура». После этого переписка прекращается.

Про российскую космонавтику резко вспоминают, когда в обшивке корабля находят дырку, происходит авария во время запуска. Назовете топ-3 достижений современной отечественной космонавтики?

Виталий Егоров: Это сохранение значительного задела советской космонавтики. Мы по-прежнему можем очень многое, и таких стран всего три: Китай, США и мы, больше дальше близко никого нет. Плюс сохранение советской традиции медицинских исследований в космосе — во многом благодаря этому возможны современные длительные полеты.

Если говорить про науку и технику, то «Радиоастрон» — российский радиотелескоп, который летает в космосе, единственный в России космический аппарат для фундаментальных исследований. В узком сегменте он на пике мировой науки, при наблюдениях с высочайшим разрешением в радиоастрономии лучше ничего нет.

Что касается перспектив, то большие надежды я возлагаю на результаты работы проекта «Экзомарс» — это европейский космический аппарат, половина научных приборов на котором российские. Они должны получить данные по марсианской геологии и атмосфере. Мы сможем узнать, есть ли там действующие вулканы, скрытые гейзеры и другие подробности.

Кристина Гизатулина Автор: Кристина Гизатулина
Поделиться
Плюсануть
Запинить
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть


Вам может понравиться